Marvellous

Как Ларс фон Триер опустошает людей? О "Меланхолии"

Maroosya Меланхолия

Фильм этот вырван из контекста. Триеровского кинополотна, которое он ткет вот уже пятое десятилетие. Его картины все связаны между собой. Имеют перетекающих актеров, истории, персонажей. Я мало смотрела датского мастера кино. Ну, пожалуй, пяток мистических трагедий. И сейчас предпочту забыть их все. Стереть то, с чем успел познакомить меня режиссер. Фильм "Меланхолия" тогда превратится в главную работу режиссера. Для меня. Мне вообще нравится рассматривать произведения культуры таким образом. Что если творец не создал больше ничего, кроме этого? Что было бы, если бы Бог не создал ничего живого, кроме крошечной Земли в гигантской пустой Вселенной?

Этот фильм хочется смотреть многократно. Сколько бы не говорили критики о тяжелом содержании, беспомощности героев, переживающих катастрофу, - Триер делает фильм из разряда "вечных". "Меланхолия" вся пропитана магией метафор и иллюзий. А сюжет ее примитивен и банален, как библейская страшилка о конце света. Триер честно показывает все, с чем столкнется зритель, за первые пять минут ленты. Возможно для того, чтобы вы уже не думали о сюжете, как таковом. Возможно, чтобы те, кому интересен лишь экшн не тратили попусту свое время. Но если вы остались с Триером, тогда дальше... Дальше он предлагает вслушиваться в то, что герои знают про нас самих. Искать связи с ними. Так он заманивает зрителя в водоворот, словно Сирена, проплывающих моряков. И вы уже знаете точно, что завтра не наступит. Что конец света неизбежен. Как вы его воспримете и переживете? Чья реакция для вас ближе? Смертельная тоска и приятие? Отчаяние, истерики, от которых даже дышать не получается? Бегство в мир теней по собственному выбору? Ожидание волшебной встречи с чем-то большим?

И пусть кино кончится, а наш маленький мир Земля, останется. Но выбирать все равно придется. Вам же никто не говорил, что жить вы будете вечно? Не всем вместе, но поочереди, по одному, нам придется уйти отсюда. И поэтому, магия ленты фон Триера в виде фантастического фильма-катастрофы, близка каждому из нас. Ох уж это маленькое недоразумение смерть.

Пережили эту эмоциональную волну и смотрим фильм снова. Оказывается, что на втором фоне, под основными диалоги, за общей историей, - есть другой сюжет. Луну, Солнце, планета "Меланхолия" - это Клер, Лео и Джастин. Это говорит сам Триер в начале кино. Условно расставив метки-символы над головами персонажей. Кто же тогда изображает Землю? Жених, чью жизнь разрушила своим холодом голубоглазая Джастин? Он чмокнул ее в лоб, также как Земля коснулась Меланхолии... Он предлагал ей жить и разводить сады, но она сказала "нет". Быть может Земля - это конь Абрахаам? Которого никак не удавалось перевести через мост, который предпочитал быть избитым до смерти, но не двинуться вперед ни на шаг? Или кто-то еще?

В третий раз - посмотрите на двойную игру актеров. Приличное Солнце - Шарлотта Генсбур, которое хочет, чтобы всем было комфортно, но не более того. Волевая и холодная Меланхолия - Кирстен Данст, принимающая решение уничтожить все живое, потому что тащить это нет никаких сил. Потому что нет никакой поддержки, участия, помощи.

Уверена, что все это, лишь поверхностные слои картины, которые мы можем считать, распознать, отметить. Но гениальные произведения искусства тем и прекрасны, что слои в них бесконечны. И даже сам автор не может назвать своего предела. Ведь он уже вышел за рамки жизни и смерти, как Бог-создатель, который способен убить единственно живой мир. Режиссер Ларс фон Триер играет ни с разумом, ни с вниманием зрителя, и даже не с эмоциями. Он берет нашу душу и проводит за руку по всем кругам ада, опустошая ее. А потом... Душа растет, становится более гибкой, чувствительной, черствые узелки на ней рассасываются. А потом вновь всходит солнце и мы встречаем новый день. По-настоящему новый. Ведь в нем мы можем рассмотреть несколько новых слоев бытия, который творец-режиссер вшил в сюжет календаря.

Вам нравятся фильмы Триера?


Posts from This Journal by “КУЛЬТура” Tag

Эмоциональный наверно фильм, постараюсь посмотреть.
Интересно стало, забил в поисковике - отзывы почитать. Вобщем судя по мнению людей к просмотру обязателен. Есть конечно и негативные отзывы, но их мало

Как же я его люблю. Догвиль - для меня уже много лет остаетьмя лучшим фильмом. А вот "Меланхолия' не зацепил.

От Догвиля я долго приходила в себя) цеплючий, зараза) а вот Нимфоманку пересматривать не хотелось да и первую часть я не видела
Мне нравится, но нужно быть в специфическом настроении, чтобы смотреть.
Не заостряю на них внимание - ибо имеет место небольшой, но хронический цейтнот.
Я его еще не видел, но как-нибудь посмотрю...
Да, ему удалось докопаться до каких-то доселе невозможных в киноязыке психологических глубин.
Да! Есть в Триере нечто большее, чем депрессия, доведенная до искусства)
это психоделика)