
Первую часть моего путешествия по уральским горам можно почитать здесь. Там я говорю, почему Урал не мой, немой, особенный, не нуждающийся в человеке. А это вторая часть путешествия и тайна жизни русского человека возле гигантского полюдового камня.

Красота, удивительная непонятная природа, где-то там внизу, с высоты. Потрясающие отклики потрясенных туристов и никакого бизнеса на кучу километров вокруг.

Только разве что по ухабам вас довезут на снегоходах. И оставят на верхушки, где предприимчивые люди могли бы соорудить, например, кафешку. Или сувенирную лавку с худой кофемашиной, установить бешенный прайс на синтетическое капучино в 400 рублей, и люди бы пили. И благодарили.

Почему? Потому что пока вы едете на снегоходе, то ноги начинают мёрзнуть, а когда вы добираетесь через 30-40 минут на верхушку, то они уже ничего не чувствуют.

А там настолько красиво, что хочется остаться надолго.

Здесь можно было бы поставить в ряд фотокафе, где вас снимут с забавными эффектами. Платные телескоп, как на "Импаейр Стейт билдинг". Платный тёплый туалет, хотя бы!

На вопрос, который я задавала в маленькой захудалом магазинчике у подножия, почему ничего этого нет, люди загадочно загадочно смотрят с пол. Вспоминают какого-то неудачливого предпринимателя, а потом покупают чекушку и уходят.

Туристы говорят, что как только появится бизнес, так сразу всё загадят и экологии не будет. Будет свалка. А тут только самые стойкие решаются приехать в вишерский район.

Я бы с вами согласилась, если бы не пример с Байкалом, с сибирским лесом. Которые просто тихохонько продали соседней сверхдержаве, которая живёт в ужасной экологической ситуации. И лес наш истребила, и скоро Байкал на бутылки разольёт.

Я говорю про Китай, где нет даже пчёл, про китайцев, которые имеют на мобильных приложениях кнопку с уровнем задымления воздуха, как у нас кнопка с температурой воздуха.

А ещё я вспоминаю милую книгу Дмитрия Быкова "ЖД". Читали? Ой, советую! Про то, как земля родила от рук местного населения. Да вот только местное население грабили, давили, душили.

Бизнес говорите? Да, бизнес, когда им занимаются местные жители, а не приезжие, даёт больше шансов экологии.

Ведь для китайцев Вишерский заповедник - это 200 тонн спичечных коробков, а камень Полюд - материалы для строительства каких-нибудь свай.

Бизнес говорите? Бизнес. Который кормит. Который даёт возможность путешествовать и возвращаться домой. Который открывает иные перспективы нежели чекушка в затрапезном магазине.

Культура начинается с него, с бизнеса. С туризма, доступного для инвалидов и детей, с дорогущих ярких атласов про местную природу, и да, с тёплых платных туалетов.
Вам нравится доступный туризм?