Marvellous

Не битва хоров в Пермской Филармонии



Итак, вспоминаем. На дворе 2008й год. Рига. Я стою на подиуме среди сопрано московского хора Talava. Мы участвуем в интересном проекте. Совместно с голландским и латышским хорами готовимся петь "Богородицу" Рахманинова. Репетиции нет, сразу выступление. У меня странное предчувствие, что сейчас меня смоет звуком со сцены в зрительный зал. Дело в том, что произведение настолько сильное, что даже при обычном прогоне у меня бегали мурашки по спине. А тут состав вырос практически в три раза! И да, мое предчувствие меня не обмануло. Нас всех накрыло звуковое цунами, так свойственное Рахманинову. Но обо все по порядку.

Город Пермь, где я сейчас живу, счастливый обладатель собственного органа и органного зала. Поэтому довольно часто филармония балует нас концертами сильнейших музыкантов страны. В этот раз на гастроли приехала старейшая российская капелла "Юрлова". Программа выверена до последней ноты. Чайковский, Калинников, Аренский, любимейший мой Танеев, Фалик и, конечно, Свиридов. О последнем напишу отдельный пост. В конце второго отделения я услышала, что такое народная песня в исполнении академических вокалистов. Было впечатление, что я оказалась на танцевальной вечеринке артистов балета. Маски, чопорность, дистанция со зрителем больше не нужны. Сила, изящество, озорство, родные эмоции, сотканные из русского удальства и бескрайних территорий.

Столь удачное построение программы - от мощной классики до бездонного русского фольклора - позволило мне увидеть разносторонность капеллы. Словно это единый, сложный организм, открывающий свои разные лики. Где-то красной нитью шла партия неземных сопрано. Где-то солировали бархатные альты. В нужный момент музыка превращалась лишь в легкий фон для метких строф Пушкина и Тютчева. Дирижер капеллы Балянская Марина впервые выступала в этом зале. Но она сумела с геометрической точностью рассчитать акустическую схему аудитории. Вокалисты постоянно занимали разные места. Кроме того солировали разные участники. За счет этого знакомые всем произведения заиграли другими красками. Возникший неповторимый орнамент на полотне концерта невозможно будет повторить. С моей точки зрения, на душу музыкального вечера влияет очень много факторов. Это и акустика, и настроение среди участников коллектива, и ожидания слушателей, и «впетость».

По поводу последнего, кстати, хочу заметить, что очень мешали восприятию партитуры в руках певцов. В российских академических хорах так принято. Я же вспоминаю «Kori Kari». Это битва хоров, которая регулярно проходит в Риге. Там школьный хор имеет возможность, например, сразиться со знаменитым коллективом «Austrums». В такие дни и ночи Рига превращается в город песни. Поют в парках, в трамваях, на сценах и эстрадных площадках. Поют наизусть, поют от души. В России же хоровое пение, с моей точки зрения, до сих пор остается элитарным искусством. Но, несмотря на это, у нас тоже происходят очень интересные события.

В прошлую пятницу – третьего декабря - я сидела в зрительном зале пермской филармонии. На подиуме расположились участники московской капеллы, чуть позже к ним присоединился Пермский Камерный хор. И вот они двойным составом исполняют рахманиновскую «Богородицу». От души, без нот, с тем самым характерным цунами, которое когда-то унесло меня из хора в музыкальную журналистику. А о том, насколько любят у нас в стране петь, смотрите в видео. Там я беседую об этом, и не только об этом, с дирижером Балянской Мариной.

Вам нравится хоровое искусство, как жанр?

Posts from This Journal by “ЖУРНАЛИСТИКА” Tag

promo maroosya march 8, 2016 20:43 593
Buy for 10 tokens
ЗДЕСЬ ВРЕМЯ ИГРАЕТ НА НАС! ПРИВЕТ-ПОКА! И снова ПРИВЕТ! Давай дружить. Дружить целую вечность! Снова и снова открывая для себя новые журналы и смотреть на давних друзей по-новому! Обо мне и моем журнале можно прочитать здесь! Это схематичная Татьяна Морозова, обо мне настоящей получится…
Сложно с вами не согласиться) что-то во всем есть
слово "впетость" это действительно то о чем я подумал
я просто больше специалист по спитости, чем спетости, потому как у меня с детства ля западает))
а если серьезно, то отчет, как специалиста по хоровому искусству, мне кажется на уровне, потому как никого не забыли ни солистов, ни альтов, ни даже рижские трамваи, которые в те дни пели))
Спасибо! Это если честно мой первый обзор по классической музыке) Скоро будет еще по Свиридову. А вообще очень стать настоящим музыкальным журналистом)
Смотря что поют. Не люблю народный фольклор почему-то))
Ну хор как-то...не знаю, непривычно?
Разве? Мне кажется, что мы все через это прошли, хотя бы в школе
Сама пела в хоре первым альтом, нравится.
Ты еще и пела? А я думала, ты мастер фотографии)
Хор иногда создаёт впечатление масштабности музыкального произведения
Детские, кстати, я не понимаю)
Не знала про себя такое, спасибо)
Наверное - это ассоциации с пионерами
Давай дружить?
Спасибо! Он у меня первый такой)
Сейчас появился еще один, посвященный классической музыке
Обожаю хор, но только в классике или в симфоническом металле, как у Rhapsody, например))
я вот в опере только один раз в жизни был, и то билеты от совхоза достались тогда. Не мое это, не понимаю я.
Опера - это многогранное искусство, вот мне, например, в детстве очень нра рокоперы, а теперь прям даже не готова им уделять время)